Поиск тура во Францию
Элегантная красавица-Франция — это отдых с шармом: насыщенная «экскурсионка», отдых на утонченном Лазурном Берегу, знаменитые музеи, гастрономические провинции и замки Луары. Кухня, вино и горнолыжные курорты — все о Франции: туры, цены, отели и достопримечательности.
Если на какой-нибудь конкурс придется выбирать страну, достойную представлять всю Европу разом, то Франция победит за явным преимуществом. Неведомым образом в ней уживаются как лучшие черты соседей, так и особенности, делающие эту страну по-настоящему уникальной. Если вы любите Германию, фахверковые дома Эльзасанапомнят о ней. Поклонники Италии почувствуют себя как дома в знойном Провансе, а Испании — в горах Пиренеев и на сухих равнинах Лангедока. За пивом и знаменитой картошкой фри не обязательно ехать в Бельгию — французская Фландрия вполне способна ее заменить. Бретань будто создана для приверженцев английского образа жизни — от прохладного влажного климата до красных телефонных будок и плетистых роз на стенах деревенских домов.
Добавьте в туристический коктейль те ингредиенты, что делают Францию Францией: рокот прилива у подножия «восьмого чуда света» — горы Сен-Мишель, шепот воды у замков Луары — изящных, будто резные шкатулки эпохи Ренессанса. Ажурную вязь Эйфелевой башни и цветные блики средневековых витражей Сент-Шапель. Усталых горгулий Нотр-Дам, взирающих на стеклянные глыбы Дефанса, горбатые переулки Монмартра и необъятные залы Лувра. Приправьте смесь кристальным воздухом Монблана, теплым ароматом выпечки и кофе с парижских бульваров, добавьте щепотку соли с океанских берегов — и вы поймете, в чем заключается секрет Франции. Страны, где стоит побывать. Страны, куда захочется вернуться.
Уместить описание Франции в паре абзацев — задача мало того, что трудновыполнимая, так еще и достаточно обидная — для самой страны. Что это за «Франция вообще», спрашивается? Нарезка из экскурсионно-гастрономического Иль-де-Франса с Парижем по центру, горнолыжных Французских Альп и пляжного Лазурного Берега? Утверждать такое — моветон и непростительное упрощение! Хотя бы потому, что если оставить за скобками пляжи и снежные склоны, то у каждого французского городка или городишки обязательно найдется, на что посмотреть и что попробовать. Так что мы поступим следующим образом: на странице «Города и курорты Франции» опубликуем краткий, всего-то на пару экранов, рассказ о регионах страны, дающий некоторое представление и об их главных туристических «интересностях». Если вы только начинаете знакомиться со страной — обязательно прочитайте.
А тут скрепя сердце напишем только, что о-о-очень условно Францию можно разделить на «экскурсионную» — Иль-де-Франс практически целиком, знаменитая Долина Луары и множество исторических городов в самых разных точках страны (Орлеан, Шартр, Страсбург, Руан, Гавр... десятки их!), «курортную» — хотя Лазурный берег, Корсика и французская Атлантика — три не просто большие, а огромные разницы, и, наконец, «горнолыжную» — прежде всего, «Три долины» и Порт-дю-Солей.
Климат Франции умеренный морской, на востоке переходный к континентальному, на Средиземноморье субтропический. Лето достаточно жаркое (в июле-августе +20…+25 °C). Самое подходящее время для посещения Парижа — май и сентябрь-октябрь, а Французской Ривьеры — июнь и сентябрь.
На Корсике длинное и жаркое лето: с мая по октябрь +21…+27 °C, на горных склонах снег лежит до июня. Лучшие месяцы для отдыха на Корсике — май-июнь и сентябрь-октябрь.
Первый снег во французских Альпах выпадает в конце ноября и держится до середины мая. Благодаря мягкому климату даже зимой в долинах на высоте около 1500 м температура не опускается ниже −10 °C. Лучшее время для катания начинается с середины февраля, когда устанавливается устойчивая солнечная погода. Высота снежного покрова в зависимости от высоты местности колеблется от 0,7 до 4 м.
Франция входит в список стран-участниц Шенгенского соглашения. Для поездки в страну гражданам России и СНГ необходима виза во Францию.
Французская таможня считается одной из самых беспроблемных в Евросоюзе, однако это не означает, что вы полностью гарантированы от неприятностей. Несколько простых советов помогут вам сэкономить нервы и деньги.
Это очень важный момент, не пренебрегайте им. Внимательно проверьте свой багаж и гардероб, ведь вполне безобидные на наш взгляд сумочка или бумажник (например, из крокодиловой кожи) могут стать причиной крупного штрафа, а в худшем случае аннулирования визы, причем необязательно французской — пограничники в любом пункте въезда в ЕС имеют право аннулировать любую шенгенскую визу.
Проблем с вывозом товаров из Франции практически нет (если вы не прихватите как сувенир картину Дали, килограмм героина или штурмовую винтовку). В России картина чуть иная: без декларирования разрешено к ввозу не более 3 л любого алкоголя (неважно, коньяка или пива), а свыше 5 л запрещено вообще. Если в ваших чемоданах обнаружат больше трех одинаковых товаров, то могут их счесть коммерческой партией. В этом случае серьезный штраф — меньшее, что вам грозит.
Процедура возврата НДС для туриста кажется относительно простой. К сожалению, она не лишена подводных камней:
Наиболее простым и очевидным способом — по воздуху.
Аэропорт Шарль-де-Голль обслуживает Париж и центр страны. Air France и «Аэрофлот» ежедневно осуществляют туда с десяток полетов — это самый удобный, но не слишком экономный вариант. Количество же стыковочных рейсов поистине огромно и как правило они дешевле (иногда в разы).
Аэропорт Лиона интересен прежде всего лыжникам и тем, кто хочет посетить восток страны, минуя Париж. В сезон аэропорт принимает чартеры, но прямых рейсов из России нет.
Аэропорт Женевы можно рассматривать как «условно французский»: он расположен у самой границы, и из него есть выход на французскую территорию. Соответственно, прямые рейсы в Женеву от Swiss Air и того же «Аэрофлота» можно считать хорошей заменой лионским чартерам.
Аэропорт Ниццы обслуживает прямые рейсы альянса Sky Team. Он удобен туристам, направляющимся на Лазурный берег, но к сожалению, высокие аэропортовые сборы сказываются на цене билетов.
Аэропорт Нант Атлантик — хороший вариант для тех, кому нужен запад Франции от Бретани до Биаррица. Прямых рейсов из России нет, но есть удобные стыковки через Париж (Air France) или Амстердам (KLM).
Иногда стоит использовать стыки самолет-автобус или самолет-поезд. Например, Lufthansa осуществляет рейсы во Франкфурт, а оттуда автобусный трансфер в Страсбург. До Парижа можно добраться и через Бельгию: сначала до Брюсселя рейсом «Аэрофлота» или Brussels airlines, а оттуда скоростным поездом Thalys.
Автолюбители могут добраться до Франции и на машине, своей или арендованной. Авиабилеты в Барселону, Милан или Брюссель недороги по сравнению с Парижем, и вариант самолет плюс прокатный автомобиль часто оказывается выгодным, к тому же дает возможность посмотреть несколько стран. Вполне осуществимо и автопутешествие из России на своей машине: расстояние между Москвой и Парижем около 2850 км, выносливый водитель вполне может преодолеть его за двое суток. Если же торопиться некуда, поездку во Францию можно превратить в полноценный евротур со всеми его плюсами и минусами: возможностью не зависеть от расписаний авиарейсов, перевеса багажа и неудобств, связанных с привыканием к незнакомой машине, а также разбазариванием ценных дней отпуска, очередями на белорусско-польской границе, износом любимого авто, затратами на «лишние» ночевки и дорогой европейский бензин.
Самый популярный и удобный вид междугороднего транспорта — поезда. Система французских железных дорог достаточно сложна, но контролируется всего одной компанией — Национальным обществом железных дорог (SNCF). Для туриста это удобно тем, что любые билеты можно забронировать на одном сайте.
Дальние расстояния имеет смысл покрывать на поездах TGV — средняя скорость 250 км/ч позволяет им на равных конкурировать с самолетами. Thalys, Eurostar и Lyriaиспользуют тот же подвижной состав и связывают Францию с окрестными странами — от Бельгии до Италии. На все поезда TGV стоит приобретать билеты заранее: например, переезд Париж — Лион, оплаченный за три месяца, обойдется примерно в 29 EUR, а на вокзале уже втрое дороже.
Поезда Intercites — хороший компромисс цены и скорости, они незаменимы для длинных ночных переездов.
Поезда TER — аналог наших электричек, они удобны для передвижения в пределах департамента или региона.
Если вы планируете много передвигаться по стране, то приобретение специального проездного для иностранцев France Rail Pass поможет существенно сэкономить (в среднем около 20 %).
Автобусная сеть Ouibus принадлежит SNCF и позволяет путешествовать как автобусом, так и с пересадкой поезд-автобус по единому билету. Цены заметно ниже, чем на железной дороге: например, маршрут Париж — Лион стоит от 9 EUR.
Isylines — местное подразделение компании Eurolines, их автобусы также всегда к услугам желающих сэкономить — ценник того же переезда Париж — Лион начинается с 7 EUR.
Воздушный транспорт во Франции не отстает от наземного: аэропорты есть в абсолютном большинстве крупных и средних городов. Компаний-лоукостеров уйма, но особый интерес представляют две:
С 1995 г. каждая агломерация с населением более 100 тыс. человек обязана сама проектировать и развивать местную систему транспорта — отсюда потрясающее разнообразие способов передвижения во французских городах.
Судите сами:
Муниципальный транспорт находится на балансе местных властей, поэтому политика ценообразования, скидок, льгот и т. д. может сильно разниться от одного города к другому.
Чтобы не затеряться в этом многообразии, старайтесь заранее узнать на сайте нужного вам города особенности его транспортной системы. Транспорту крупных городов часто посвящены отдельные сайты — например, вот сайты Парижа, Лиона и Марселя.
Если лениво искать информацию по крохам, то вот этот сайт посвящен исключительно французской транспортной системе, содержит огромную базу данных и способен выполнить львиную долю работы за вас.
Если мысль толкаться в метро или автобусе вам претит, то выход есть — причем не один.
Во-первых, можно воспользоваться услугами такси. Часто этот вариант незаменим, если нужно добраться с вещами в гостиницу или аэропорт. Это самый удобный, но и самый дорогой способ: помимо негуманной цены за километр (от 1,04 до 1,60 EUR в зависимости от тарифного периода) вам придется оплатить стоимость посадки (от 3,80 EUR), каждое дополнительное место багажа (как правило, приравнивается к стоимости километра) и проезд дополнительного пассажира, если вас четверо (причем в этом случае таксист имеет право отказать в поездке). Если же машина встала в пробке, применяется повременной тариф (от 0,50 EUR за минуту). Еще пара неприятностей: заказ такси по телефону платный (поэтому об этой услуге стоит попросить портье в гостинице), а счетчик таксист включит не по прибытии на место, а в момент получения заказа.
По правилам русского языка мы «садимся» в транспорт. Французы же автобус, поезд, метро и такси «берут». Теперь вы знаете, из какого языка пришло выражение «взять такси».
Если у вас есть международные водительские права, можно взять машину напрокат. Тонкостям этого процесса посвящена отдельная статья, поэтому здесь лишь пара нюансов: в современной Франции машины с дизельным двигателем попали в опалу, в автопарках прокатчиков их все меньше, поэтому лучше такие авто бронировать заранее. То же относится к машинам с коробкой-автоматом: они малопопулярны у французов, требуют уплаты дополнительного налога, поэтому редки и дороги в аренде.
Сторонникам здорового образа жизни стоит воспользоваться прокатом велосипедов — всего за 1,70 EUR можно получить доступ к сервису на сутки (от вас потребуются данные кредитной карты и гарантийный депозит в 150 EUR). Аналогичные услуги доступны во всех крупных городах страны.
Этот способ хорош и тем, что он «условно-бесплатный»: первые полчаса аренды обойдутся вам в 0 EUR, да и следующие полчаса за 1 EUR не сильно напрягут кошелек.
И наконец, способ 21 века — аренда электромобиля. Чтобы получить новые впечатления и заодно прилично сэкономить, к процедуре нужно готовиться заранее: сначала зарегистрироваться на сайте системы (привязать кредитную карту и отправить по электронной почте копии загранпаспорта и водительских прав). Если валидация прошла успешно, вам придет соответствующее уведомление и будет присвоен индивидуальный номер участника. Затем, уже в Париже, нужно будет получить членскую карту на одной из стоянок электромобилей. Сеть Autolib быстро распространяется из Парижа на весь регион Иль-де-Франс, посему этот вариант очень удобен для исследования окрестностей столицы. Кроме того, подобный сервис уже запущен в Лионе, Бордо и курортном Аркашоне.
Все телефонные номера во Франции — 10-значные, причем начинаются с 0. Это зачастую сбивает с толку и служит источником ошибок (иногда дорогостоящих). Между тем все просто: 0 означает, что звонок местный, то есть совершается между французскими номерами внутри страны. Соответственно, если вы звоните с русского номера на французский, набирать первый 0 не нужно.
Допустим, у вашего французского собеседника номер (0) 123-456-789. Тогда: с русского сотового телефона (даже если вы находитесь в роуминге) нужно набрать + 33 (код Франции)-123-456-789; с русского стационарного 8 (межгород)-10 (международная связь)-33-123-456-789. С любого французского номера 0 (звонок внутри страны)-123-456-789.
Теперь допустим, что вам нужно позвонить из Франции в Россию, например в Москву на номер (495) 123-45-67: с французского (и русского) сотового телефона нужно набрать + 7-495 (код Москвы)-123-45-67. С французского стационарного набираем 00 (международная связь)-7 (код России)-495-123-45-67.
Есть превосходный способ избежать мучений с кодами — интернет телефония, благо точек бесплатного доступа к Wi-Fi в одном только Париже сотни. Опознать их легко по специальным бело-фиолетовым табличкам — как правило, они расположены в скверах, парках и возле общественных учреждений. При соединении вас попросят зарегистрироваться и предоставят двухчасовую сессию. Бесплатный Wi-Fi в гостиницах, ресторанах и даже точках общепита типа «Макдоналдс» — тоже скорее правило, чем исключение, поэтому без интернета остаться трудно.
Если в том же «Макдоналдсе» вы вдруг увидите, что точка Wi-Fi защищена паролем, не поленитесь изучить чек — скорее всего, логин и пароль напечатаны именно там.
Денежная единица страны — Евро (EUR), в 1 евро 100 евроцентов. Актуальный курс: 1 EUR = 63,38 RUB.
Как правило, банки работают с 10:00 до 17:00 по будням, обменные пункты — с 9:00 до 18:00. Самый выгодный курс — в обменных пунктах с табличкой «No commission», но их еще надо найти. В целом обменный курс во Франции хуже, чем в России, поэтому о закупке валюты стоит позаботиться заранее. Менять крупные суммы не стоит, во Франции они не нужны — кредитные карты принимают в любом магазине. Наличные евро будут необходимы только в том случае, если вы планируете что-то покупать с рук — например, на блошиных рынках или развалах букинистов.
Неважно, какая у вас карта: Visa или MasterCard, дебетовая или кредитная, в рублях или валюте — для платежей подойдет любая. Единственный нюанс — устаревшие карты с магнитной полосой во Франции ограничены по функционалу: с их помощью нельзя расплатиться на автоматических заправках, снять наличные в банкоматах, да и в магазинах уже не все терминалы поддерживают возможность «прокатать» такую карту.
Хотя по удобству использования карты одинаковы, расходы на комиссию у них разные. За счет того, что внутренняя валюта в системе Mastercard — евро, при платежах внутри ЕС не производится двойная (доллары — евро) или тройная (рубли — доллары — евро) конвертация, как у Visa, где внутренняя валюта — доллар. Поэтому лучший выбор для шоппинга во Франции — Mastercard и банковский счет в евро, а наименее экономный — «рублевая» Visa.
Как и везде, туристические проблемы во Франции делятся на две основные категории: когда закон нарушаете вы и когда закон нарушают в отношении вас.
Первой группы неприятностей избежать легко: не стоит пить спиртные напитки на улице, даже если романтическая обстановка располагает; не ходите по газонам там, где есть запрещающие таблички (если же нет — пожалуйста); не курите в общественных местах (под общественными местами французы понимают в основном закрытые помещения, на террасах ресторанов и кафе — можно). Даже если вы по неопытности или незнанию языка нарушили какой-то мелкий запрет, последствий скорее всего не будет — французская полиция весьма лояльна к туристам.
Добродушие «ажанов» не распространяется на безбилетный проезд: помните, даже в метро есть контролеры, а в поездах встреча с ними почти неизбежна. Если вас поймали, лучший выход — заплатить штраф на месте (в поезде — от 50 EUR). Потом будет в несколько раз дороже, а в случае неуплаты возможен отказ в новой визе.
Опасность проблем второй категории тоже не надо преувеличивать: Франция — одно из самых безопасных мест для туризма, вероятность стать жертвой серьезного преступления (связанного с угрозой жизни и здоровью) даже в Париже минимальна, а в провинции и вовсе стремится к нулю. К сожалению, этого нельзя сказать о случаях мошенничества или карманных кражах, поэтому соблюдайте элементарные меры предосторожности: не носите с собой крупные суммы; заранее сделайте ксерокопии документов, а оригиналы оставьте в гостиничном сейфе; не выставляйте напоказ драгоценности и дорогую фото-видеоаппаратуру; не отвечайте на попытки уступить вам что-то за бесценок или просто завязать разговор.
Старайтесь держаться подальше от групп азиатских туристов. Карты их национальных платежных систем принимают во Франции не везде, поэтому китайцы и японцы вынуждены носить с собой крупные суммы наличными. Карманники об этом знают и часто ждут своего шанса неподалеку — соответственно, велик шанс быть «обработанным» за компанию.
Пожалуй, ни одна страна в Европе не сможет конкурировать с Францией по количеству пляжей, природному и климатическому разнообразию берегов.
Пляжи Нормандии по температуре воды и погоде мало отличаются от прибалтийских, а курортные города Довиль, Трувиль и Онфлер еще с 19 века облюбовали северяне — кроме зажиточных парижан там хватает английских и немецких туристов.
Живописные бухты Бретани знамениты высокими приливами — в отлив же там принято не купаться, а собирать в полосе прибоя то, что оставил океан. Вода теплее, чем в Нормандии (особенно на южном побережье), и купальный сезон растягивается до августа-сентября. Помимо пляжных удовольствий, Бретань знаменита на весь мир центрами талассотерапии.
Южнее Бретани на 600 км растянулись песчаные берега Бискайского залива. В отличие от нормандских и бретонских, пляжи Ла-Рошели, Биаррица и Аркашона «смотрят» на запад — ровные ветра с открытого океана сбивают палящую жару и создают идеальные условия для виндсерфинга.
Сами французы считают лучшими именно атлантические курорты, а субтропический климат Лазурного берега — «слишком грубым».
Если же вам мило именно Средиземноморье, а воевать за шезлонги на Лазурном берегу не хочется, ваш выбор — Лангедок — Руссильон. Французские семьи с маленькими детьми давно оценили тамошние пляжи за теплую спокойную воду и небольшую глубину у берегов.
О курортах Ниццы, Ментона и Антиба не имеет смысла говорить подробно — о них не слышал только глухой. Стоит лишь заметить, что берега ближе к итальянской границе галечные и не слишком подходят для отдыха с детьми. Будьте также готовы к перенаселенности пляжей и общей дороговизне.
Затраты на отдых можно существенно снизить, если добираться до той же Ниццы не напрямую, а из соседней Италии — например, через Милан или Геную.
Горнолыжники — народ избалованный. За их благосклонность (и кошельки, само собой) ведут борьбу курорты из доброй дюжины стран от России до Канады. Но даже в условиях жесточайшей конкуренции французские stations de ski привлекают больше всего любителей горных спусков. Причин тому несколько:
Большая высота таких курортов, как Ле Дез-Альп или Валь-Торанс — еще один бонус для горнолыжников. Она позволяет предаваться любимому хобби практически круглый год. Единственный совет: следите за своим самочувствием, отнюдь не каждый перенесет двух-трехкилометровую высоту без вреда для здоровья.
И наконец, горнолыжную Францию ценят за то, что она Франция! На каком бы курорте вы не остановили свой выбор, у вас обязательно будет возможность приобщиться не только к спорту этой чудесной страны, но и ее культуре: неподалеку от вас окажутся римские амфитеатры и средневековые города, романские монастыри и готические соборы, тихие заповедники и шумные парки развлечений.
Неоценимое достоинство французских горнолыжных курортов — возможность сэкономить на отелях. К услугам путешественников огромный выбор резиденций, апартаментов и шале — если вы отдыхаете большой компанией или семьей, альтернативные способы ночлега могут уменьшить стоимость проживания в разы, а наличие кухни позволит избежать разорительных походов по ресторанам.
Несмотря на то, что французское образование находится в постоянном процессе реформ, его основные черты сложились в позапрошлом веке. Главные его особенности: светский характер (даже в относительно многочисленных католических колледжах и лицеях преподают в соответствии с государственными стандартами); всеобщность (обучение обязательно для любого живущего во Франции ребенка с 6 до 16 лет); качество и основательность (путь от начальной школы до университета занимает 13 лет).
Во французских школах принята 20-балльная система оценок, поэтому худшее пожелание тамошнему школьнику — «учиться на одни пятерки!».
Университеты Франции имели высочайшую репутацию еще в Средневековье, и с тех пор в этом смысле мало что изменилось: абитуриенты со всего мира едут за знаниями именно сюда. Помимо высочайшего качества образования, их привлекают условия обучения: еще со времен вагантов иностранные студенты имеют абсолютно равные права с местными — от проживания в кампусах до возможностей подработки параллельно с учебой.
Из Франции обычно привозят вино, сыры, предметы высокой моды, парфюмерию, косметику и сувениры всех видов, форм, сортов и размеров. Перечень достаточно очевиден, вопрос лишь в одном — как все это закупить и по возможности не разориться? Вот несколько советов:
Если у вас денег больше, чем времени, роскошные дизайнерские бутики на Елисейских полях, знаменитые универмаги Printemps и Galeries Lafayette вас охотно выручат. Чуть дешевле обойдется одежда молодежных марок — ее стоит искать в квартале Марэ и на улице Риволи.
Если же вы не готовы переплачивать за близость к Эйфелевой башне, имеет смысл выкроить отдельный день на посещение аутлетов. Они расположены за пределами Парижа, зато выгодно отличаются от столичных бутиков как ценами, так и ассортиментом: например, самый известный французский аутлет La Vallee Village — расположенная возле Диснейленда декоративная деревня из 120 изящных домиков-павильонов, в каждом из которых представлена своя торговая марка. Другой известный аутлет — Usines Center Paris Nord. Слово «usines», подскажет знающим французский, что товары здесь продаются по заводским ценам, а слово «Paris» обманет, так как аутлет расположен за городом, рядом с аэропортом Шарль-де-Голль.
Есть еще один неплохой способ сэкономить — подгадать поездку ко времени распродаж. Они проводятся два раза в год по всей Франции и длятся по 5 недель каждая. В начале распродаж скидки незначительны, а в конце могут достигать 50-70 %! Правда, ассортимент товаров ближе к финалу сильно сокращается.
Французская кухня с ее способностью изысканно сочетать несочетаемое и разглядеть гастрономический «материал» в самых неподходящих для этого продуктах определенно заслуживает пристального внимания. Каждый регион страны внес в общую кулинарную копилку посильный вклад: район Рона — Альпы, например, славится запеканкой из тонких ломтиков картофеля «гратан дофинуа», а в центральных Альпах как нигде готовят фондю. Восстановить силы после напряженного лыжного дня поможет тарелка «буйябеса» — марсельского «мультирыбного» супа, прекрасно прижившегося на снежном севере.
Как правило, время обеда в ресторанах — с 12:00 до 15:00, ужина — с 19:00 до 23:00. В остальное время там обычно предлагают холодные закуски.
Франция — не только страна высокой кухни с соответствующими цифрами в меню. Многочисленные брассери и бистро (примерные аналоги наших кафе), крепери (разновидность блинных) и маленькие небольшие ливанские, алжирские, китайские ресторанчики позаботятся о том, чтобы вы не остались голодными. В подобных заведениях ценник за полноценный обед начинается с 12-15 EUR на человека, чем дальше от центра — тем ниже.
В кафе и барах на специальных досках у входа обычно указывают две цены: au comptoir (у стойки) и а salle (за столом). Первая, разумеется, всегда ниже. Дешевле всего питаться около полудня — там, где рестораны и кафе в это время открыты. Также можно неплохо сэкономить, выбирая при заказе Menu du jour — аналог нашего комплексного обеда (с той разницей, что французские заведения предлагают два-три варианта блюд на выбор.
Интересные места во Франции исчисляются не сотнями и даже не тысячами — скорее десятками и сотнями тысяч (одних замков в стране 40 тыс., а ведь Франция славится не только и не столько замками). Как не затеряться в этом многообразии?
Хотя каждый во Франции легко найдет места, которые лягут на сердце именно ему, стоит выделить те объекты, аналогов которым нет в мире или хотя бы в Европе. Таковых гораздо больше, чем может показаться: помимо всем известных Лувра, Версаля, замков Луары, Эйфелевой башни и горы Сен-Мишель уникальных, хотя и менее известных достопримечательностей, останутся десятки. Вот лишь некоторые из них:
Мост «Нормандия» раскинулся в устье Сены неподалеку от Гавра. Это самый большой и длинный вантовый мост Европы. Не пожалейте 5,40 EUR на проезд по мосту — вы сможете оценить вид на приморскую Сену с высоты в 215 м (а если будет свободное время, посетите «сад инженеров» — музей прямо возле моста). В западной Европе мост настолько знаменит, что его изображение даже украсило банкноту в 500 EUR — максимального номинала на сегодняшний день.
Французы — не американцы и специально за рекордами не гоняются: огромные размеры и высота моста «Нормандия» объясняются вполне утилитарно — по техническому заданию мост должен был позволять любому судну в мире при необходимости зайти в устье Сены.
Берег розового гранита расположен на северо-западе Бретани. Это прихотливое нагромождение валунов самых причудливых размеров и форм — настоящая мастерская природы! Можно провести не один час, разглядывая нерукотворные скульптуры и угадывая в них очертания диковинных животных и мифических существ. Лучше это делать в солнечный день — благодаря камням приморский пейзаж окрасится во все оттенки розового.
В исторической области Перигор находятся уникальные памятники эпохи палеолита — пещеры Кро-Маньон (именно она «окрестила» расу современных людей кроманьонской), Ласко и Руффиньяк. И если на знаменитую наскальную живопись Ласко вживую посмотреть не получится, то пещера Руффиньяк (известная также как «пещера тысячи мамонтов») открыта для посещения.
В регионе Лангедок-Руссильон находится город Каркассон — он знаменит самой большой в Европе крепостью (современный московский Кремль больше, но никогда не исполнял военных функций). Помимо размера сооружения, оно впечатляет почтенным возрастом: крепость стояла еще во времена Рима, и возле фундамента еще можно рассмотреть античную кладку. Добавляет аутентичности и история Каркассона, ведь она неразрывно связана с чисто французскими событиями — альбигойскими войнами.
В Клермон-Ферране, столице региона Овернь, возвышается удивительный собор. Знаменит он не архитектурой (это довольно типичный пример французской готики), а материалом, из которого изготовлен: на постройку пошел распространенный в тех местах черный вулканический туф. Сочетание острых готических линий и темных камней создает незабываемое впечатление — особенно в сумерках, когда загораются огни в стрельчатых окнах. На фоне багрового заката собор скорее напоминает башню Саурона из «Властелина колец», чем христианский храм.
До Бургундии российские туристы добираются редко — а зря! Помимо выдающихся романских памятников (например, там находятся бенедиктинские аббатства Клюни и Везле — быть может, самые знаменитые в мире архитектурные комплексы романской эпохи) регион знаменит особым, «бургундским» стилем архитектуры — даже дилетант легко различит его по «пряничным» крышам из нарядной разноцветной черепицы, образующей правильные геометрические узоры.
Мало кто возьмется спорить, что самый знаменитый праздник Франции — день взятия Бастилии. Ежегодно сотни тысяч туристов стекаются в Париж, чтобы своими глазами увидеть щеголеватых французских военных, оценить блестящую выучку летчиков, исполняющих фигуры высшего пилотажа над Марсовым полем, ощутить чувство единения с парижанами во время фейерверка у Эйфелевой башни.
Приезжать имеет смысл не к самому празднику, а за пару дней до него: 13 июля парижане традиционно считают Днем свободы слова, и на улицах можно увидеть толпы демонстрантов, собравшимся по разным поводам — от серьезных до курьезных. Вечер же завершается торжеством, которое называют «балом пожарников» — единственных людей в форме, которые пользуются во Франции всеобщим уважением.
Но Франция не была бы Францией, если бы всегда не предлагала туристу возможность выбора. Даже внутри страны не все рады дню взятия Бастилии: например, если в этот день вы Парижу предпочтете Бретань, то сможете присутствовать на средневековых фестивалях, посвященных тем временам, когда Бретань была независимой — в этот день вы не увидите ни одного французского триколора, если специально не завернете к мэрии.
Если даже 14 июля справляют во Франции по-разному, что же говорить об остальных датах? Лучше всего Рождество и сентябрьский праздник урожая провести в Эльзасе, а Марди-Гра — на севере. Новый год во Франции — время гостей и светских вечеринок, его стоит встретить в Париже, а Пасху — в той же Бретани, которая до сих пор славится ревностной приверженностью католичеству... Но какой бы регион вы не избрали, на какой бы дате не остановились — скучно вам не будет.
До недавнего времени среди французских отелей не было заведений категории 5*, максимальной была 4* люкс. В 2009 г. местные власти исправили это досадное упущение, введя в стране официальную высшую категорию «пять звезд». О существовании отелей уровня 1* лучше забыть сразу (да и о «двушках» долго не думать), «трехзвездники» же отличаются большим разбросом цен и качества. Лучшие из них вполне можно приравнять к европейским «четверкам». Цены на неплохой двухместный номер в приличном квартале Парижа начинаются от 75 EUR и стремятся к бесконечности. То же самое в провинции обойдется в 50-60 EUR (речь не идет о сверхтуристических местах типа Лазурного берега, где цены легко могут затмить парижские).
Есть два неплохих способа сэкономить на отелях. Во-первых, их всегда лучше бронировать за несколько месяцев: разница в цене может различаться на треть и более. Во-вторых, имеет прямой смысл выбирать размещение без завтрака — тот же продуктовый набор в ближайшем бистро обойдется дешевле, а наблюдение за городской жизнью и атмосфера парижского утра станут бесплатным приложением.
На горнолыжных курортах Франции отелей не слишком много, большинство объектов размещения представляют собой трех-, четырехэтажные шале. Апартаменты классифицируются привычными «звездами» от двух до четырех, а также полуофициальными «солнышками» (Pier Vacance) и «птичками» (Mayera). Кстати, французские гостиницы порой намеренно занижают собственную «звездность» — экономят на налогах.
НАШИ ПАРТНЕРЫ
"Сиерра Сан Трэвел" - полное собрание путешествий - продажа туров по России и по всему миру, горящие туры из СПб
© Сopyright "Росс Тур", 2012-2019